Школа Михаила Петровича Щетинина — это экспериментальная общеобразовательная школа, созданная в 1994 г. в посёлке Текос Краснодарского края.

2798

По мнению профессора А. Л. Дворкина, председателя Экспертного совета по государственной религиоведческой экспертизе при Министерстве юстиции РФ, представляет собой не школу, а«оккультную крайне жесткую тоталитарную секту, мечтающую о захвате власти», которая создает дополнительную напряженность в кавказском регионе, «противопоставляя себя окружающему миру и воспитывая фанатичных, обученных военному делу адептов, которых планируется в свое время использовать для конкретных, в том числе и политических, целей». Так что официальное отношение властей - вот такое.

Информация об этой школе очень противоречивая. У меня её мало - потому что личных контактов нет. Если кто там учился, или учится, или у кого дети там учатся - пишите! Очень интересны мнения и опыт не официальные, а настоящие, человеческие. Если что не так написано - поправьте!

История создания школы

Школа была создана как эксперимент в системе среднего образования. Истоки эксперимента лежат в 80-х годах 20 века, когда директор школы - Михаил Петрович Щетинин,  - занимал должность старшего сотрудника НИИ средств и методов обучения АПН СССР.Школа Щетинина

Суть эксперимента состояла в создании школьного агропромышленного комплекса, при этом сочеталась учеба в первой половине дня с трудом школьников во второй половине дня.

Щетининым вводились также педагогические новшества: сокращение времени уроков, отмена оценок, домашних заданий и т. п. Эксперимент (по официальным данным) не дал положительного результата и был закрыт после комиссии Министерства Просвещения СССР.

В 1988 г.в станице Азовская Краснодарского края академик Щетинин по собственной инициативе возобновляет свой эксперимент. Новой школе был причислен статус государственного общеобразовательного учреждения.

2805К концу первого года школа, по настоянию родителей учащихся в ней детей, была разделена на разновозрастную и одновозрастную, а к концу второго — разновозрастная школа официально отделилась с названием «Центр комплексного формирования личности детей и подростков».

В школе (по слухам) изучают также Агни-Йогу, а также просматривают сеансы Кашпировского и Чумака (зачем - нужно знать: может, как пример воздействия на психику - тогда это очень полезно).

Налаживались также связи с ВУЗами, которые оформлялись в виде очно-заочной формы обучения, при которой преподаватели ВУЗов сами приезжали в Центр Щетинина.

В 1994 г. происходит отделение части коллектива Центра во главе с Щетининым, и последующее переселение его в филиал, созданный специально для этого в поселке Текос под городом Геленджиком Краснодарского края. Последовало отделение нового учреждения от экспериментальной школы, которая раньше уже была выделена из общеобразовательной, что сопровождалось цепью скандалов.

Концепция школы Щетинина

По сути, это школа интернатского типа, она представляет собой обособленный комплекс жилых и учебных корпусов. Ученики постоянно проживают на территории школы, иногда выезжая домой. Строительство, обслуживание, ремонт и эксплуатация помещений и всей территории осуществляется самими учащимися - это отличный способ приобрести все необходимые для жизни навыки (и чему никак не учат в обычных школах).Школа Щетинина

Занятия в школе проводятся круглый год. Часть учеников проживает в школе постоянно, в специально построенных корпусах.

Обучение основывается на принципе отказа от стандартных систем образования. Практикуется метод погружений, в котором изучение различных предметов разделено по дням. Это очень хорошая техника - учитывая постоянные жалобы учеников обычных школ, что "скакать" с одного предмета на другой просто невозможно!Школа Щетинина

«Погружения» происходят периодически, примерно раз в несколько месяцев. Период их проведения колеблется от нескольких дней до нескольких недель. При этом расписание занятий, как и режим дня, может меняться ежедневно, потому что большую долю в жизни учащихся занимает физическая работа.

Помимо классических наук, в программу обучения включены этнические танцы, различные системы рукопашного боя, а также разные учения эзотерического толка.

Система образования внутренних коллективов и дисциплинарного контроля сходна с армейской. При этом на все источники информации накладывается жёсткая цезура. Это для меня очень понятно - ведь то, что читают и смотрят ваши дети, вы должны отбирать сами.

Погружения длятся не больше недели. Потом экзамен.

Особенности методики преподавания в школе Щетинина:

  1. Разновозрастные группы учащихся.Школа Щетинина
  2. Отсутствие системы классов.
  3. Отсутствие чётко установленной системы проведения уроков.
  4. Отсутствие отдельных учебных кабинетов. Уроки проводятся в любом удобном помещении на территории школы либо вне их.
  5. Отсутствие дипломированных педагогов. Ученики самостоятельно изучают научный материал.
  6. Отсутствие балловой системы оценок.

Как поступить в школу Щетинина:

В школе постоянно обучаются около 350 учеников обоих полов. Из-за большого числа желающих здесь учиться, в школу принимаются не все. Конкурс большой. Основными критериями отбора являются личностные характеристики поступающего, степень приживаемости в коллективе, уровень самостоятельности. Никаких религиозных, этнических цензов для поступления не существует.Поступают в школу круглый год, но нужно пройти собеседование у Щетинина М.П. (а он часто бывает в отъезде). Кстати, поступают не только очень одарённые, но и такие, кто не особо хорошо в обычной школе учился: главное - умение приспособиться к обстоятельствам и желание учиться и узнавать новое, и - способность выдержать крайне суровый режим с малым количеством свободного времени.Школа Щетинина

Дети летом учатся тоже. Но забрать их можно почти в любое время и на любой срок. Но потом снова придется проходить испытательный срок.

Свободного времени мало, зато иногда организовываются походы, с поеданием "жаренного на костре". :-) Места там потрясающие, есть что посмотреть. Инициаторы походов - ученики, по согласованию с пед.составом.

Лучше поступать в школу Щетинина после окончания начальной школы. То есть ребёнка оставить придётся довольно рано - уже в 10-11 лет. Чтобы взяли на испытательный срок - сначала нужно пройти 2 собеседования. Если пройдете - оставляете ребенка на сколько сможете (лучше не меньше 10 дней, можно и на месяц). Трудности могут быть - в общении и налаживании отношений, в поиске друзей и т.д. Также ребёнок должен быть готов в бытовом смысле - постирать, помыться, следить за своими вещами - как мальчики, так и девочки.

Качество образования высокое, выпускники без труда поступают в ВУЗы и т.д. А вот с ЕГЭ - проблемы. Тесты - это не знания, это совсем другое. Если дети устно экзамены сдают - всё отлично, по тестам... - надо именно к тестам готовиться.

После обучения там дети начинают любить самые разные предметы, и знают по ним очень и очень много. Могут заткнуть за пояс многих преподавателей.

Масштабы и качество строений в школе поражают - что-что, а строить они точно научаются. :-)

Одежду носить можно только такую, которая без надписей.

Недостатки школы Щетинина

Из опасностей: большинство детей, окончивших эту школу, становятся учителями в этой же школе, потому что в обычном социуме им тяжело - у них уже далеко не тот уровень, и они сильно отличаются от обычных детей. Плюс это или минус - решать вам. Правда, в школу Щетинина как раз и попадают необычные дети - одарённые и особенные, скорее всего в обычном социуме таким в любом случае было бы очень тяжело, а здесь - большая команда, друзья... Это особая коммуна, из которой потом крайне сложно уйти. Правда, многие дети не хотят оттуда уезжать даже на каникулы.Школа Щетинина

Встают в школе рано, на рассвете, затем пробежка и обливание в местной речке - в любое время года, как я понимаю. Для 10-ти летних детей дают всего 30 минут свободного времени в день. Режим очень сложный, выдерживают далеко не все. Девочки должны ходить в длинных юбках, кстати. С местными разговоры не приветствуются. У ребят в школе - режим как у солдат, не мягче, а то и жёстче - физически мальчишки должны быть очень крепкими, чтобы выдержать, не заболеть простудными и выдержать психологически. В школе плотный и достаточно жесткий режим. Большое внимание уделяется закаливанию и воспитанию патриотического духа «по Щетинину». Для ребят также есть ещё дежурство (круглосуточное).

Девчат поднимают не в 5 часов, а в 5-30, и на пробежки они не бегают.

Личного времени  1,5 - 2 часа. Плюс - время после вечерних занятий, и время после занятий после завтрака.

В 2002 году (после того, как от Щетинина ушло 16 умнейших детей), появилось правило, согласно которому аттестат об окончании среднего образования выдаётся не раньше, чем в 17 лет. За это дети сформировались полностью и  уже никуда не уйдут. Если и уйдут - то скорее всего получать высшее образование и потом снова возвращаться в школу Щетинина, работать на неё.  Однако некоторые говорят, что если уходите раньше - то справки какие-то выдаются, и т.п. Надо в школе уточнять.Школа Щетинина

Наравне с возможностью получить образование в ускоренном режиме, вы получите психологическую обработку ребёнка (неважно - хорошая она или плохая), возможно потеряете ребёнка навсегда, так как потом просто перестанете понимать друг друга. Дети вышколены и улыбаются, но это внешне; а что у них там на самом деле?.. - большие сомнения, что им очень радостно. Иногда школу Щетинина называют "тюрьмой строгого режима". Или школой выживания.

Если ребенок все-таки поедет на несколько дней домой, то при возвращении его вызывают "на круг" и выясняют, сильно ли он изменился в реальном мире и назад могут и не вернуть. Детей туда предпочитают брать после начальной школы, когда основные навыки уже получены, а сознание детей еще податливо, нет критического мышления. Поэтому они и не хотят домой и даже боятся ехать, а вдруг назад не возьмут?!

Пространство школы сравнительно небольшое, выходить нельзя - многим здесь просто "воздуху не хватает". Правда, дети говорят, что с местными и общаться-то не о чем.

Что в школе с медицинским обслуживанием детей - неясно. Связь с внешним миром не поддерживается. Есть некоторые трудности с медицинской помощью. Правда, регулярно приезжают врачи для обследования детей (постоянных нет).

Наверное, лучшим вариантом будет основывать школы с своих поселениях, и не отсылать детей далеко, чтобы они не отрывались от семей. Многие родители переезжают жить ближе к школе, пока там учится ребёнок, но это не всегда и не для всех возможно.

У системы погружений, как говорят, тоже есть недостатки:

То что Щетинин называет погружениями, уже давно пытаются применить в несколько урезанном виде в зарубежной школе. И результаты не только не радуют, но и удручают. Из американского опыта:

Свою негативную роль в преподавании и усвоении материала играет блочная система организации преподавания предметов. Тот факт, что каждый предмет студенты изучают лишь один год и впоследствии к нему не возвращаются, конечно же, не способствует пониманию и усвоению преподаваемого материала. 

Например, к 11 классу студенты совершенно ничего не помнят из той химии, что изучали в курсе Integrated Physical and Chemical Science. Вроде бы по количеству часов они прошли курс, адекватный одному году обучения химии и одному году физики в российской школе, даже немного более. В российской школе по окончании годичного курса обучения химии большинство учеников имеют основные понятия о химических веществах, формулах и даже могут написать их. Самый последний двоечник помнит по крайней мере формулы воды, серной и соляной кислот, знает, что такое атом и молекула и т.д. 

Американские студенты, когда они приходят ко мне на предмет “Химия” в одиннадцатом классе, не знают из той химии, что они учили два года назад, абсолютно ничего .

Адрес школы Щетинина

Адрес школы: 
353484, Россия, Краснодарский край, г.Геленджик, с.Текос, ул. Лесная, 5.

Школа Щетинина

 

 

Развитие школы

После снятия с федерального баланса у школы возникли проблемы с финансированием, в связи с чем руководству приходится искать альтренативные источники дохода, в том числе с использованием учеников. Но несмотря на эти проблемы, обучение в школе Щетинина остаётся бесплатным.

В Омске есть школа по методу Щетинина. Там не интернат! Очевидно за основу взяты именно методы погружения и чередования уроков.

Школа академика Михаила Петровича Щетинина - это прообраз школы будущего. ЮНЕСКО школу Щетинина третий год подряд объявляет лучшей школой в мире. Именно поэтому на эту школу наложен информационный запрет. Там дети обучают детей. Школьную программу проходят за 1-3 года.

Педагогическая система Щетинина основывается на нескольких принципах:

✔ Первый из них — это духовно-нравственное развитие человека. Любовь к ближнему и любовь к Богу, любовь к Родине. Духовность не декларируется на уровне правил и нравоучений, а демонстрируется собственным поведением взрослых и детей.

✔ Второй принцип, который можно считать ключевым для освоения знаний — устремленность к познанию. В школе Щетинина учатся методом погружения в разновозрастных группах, а затем каждый учащийся может быть в роли учителя и объяснять сотоварищам всё, что относится к изученной теме. Быть учителем очень ответственно и почетно.

✔ Третья основа жизни в школе — это любовь к труду. Ученики своими руками, в буквальном смысле этого слова, строят окружающий мир, в котором живут. Они гордятся своими реально полезными для жизни достижениями. Чувство прекрасного, видение красоты в окружающем, проявление творчества во всех аспектах повседневной жизни, а также, мощная физическая подготовка на основе русского рукопашного боя как способ самозащиты и помощи снятия агрессии нападающего — еще две сферы, которые не остаются без внимания в этой педагогической системе, а занимают очень важное место.

В этом году школе Щетинина в Текосе, а точнее – лицею-интернату для комплексного формирования личности детей и подростков исполняется 19 лет. Все эти годы у руля этого смелого эксперимента стоит заслуженный учитель РФ, профессор, академик РАО, педагог-новатор Михаил Петрович Щетинин. За эти годы ЮНЕСКО трижды объявляла школу Щетинина лучшей в мире, а имя М.П. Щетинина внесено в список выдающихся людей тысячелетия.

Видеобзор:
Академик Щетинин М. П. Человек - легенда.
Оцените уровень интеллекта выпускника школы Щетинина.
Михаил Петрович Щетинин. Человек тысячелетия.
Ректор СПбГАУ В.А. Ефремов о школе Щетинина
Артем Соловейчик о школе Щетинина
Школа Щетинина - Осиянная весть
Встреча с преподавателями школы М.П. Щетинина Хабаровск 2010
Лучшая школа в мире. Школа академика Щетинина

     
     
     
Комментарии |
  • ***

Добавить комментарий

Оставить комментарий от имени гостя

0 / 1000 Ограничение символов
Ваш текст должен быть в пределах 3-1000 символов